Еще раз повторим, сознательность — это первое, что партия требует от своих членов, и подчеркнем, что партия придает огромное значение теории. Раз речь зашла о сознательности, о важности теории, о научности нашего мировоззрения, то нельзя не коснуться вопроса об отношении коммунистов к религиозным предрассудкам. Коммунизм и вера в бога — вещи несовместимые. Нельзя верить в бога и в то же время быть или считать себя передовым, сознательным рабочим. Коммунизм не ограничивается одной только политикой, он представляет собою всестороннее учение, освещающее все стороны жизни, в том числе и религиозные верования людей. Некоторые рассуждают так: раз мы хотим бороться с капитализмом и cвергать эксплуататоров, то достаточно иметь правильные политические взгляды, быть хорошим и дисциплинированным членом партии и под ее руководством делать то, что нужно для освобождения рабочего класса, а верую ли я в бога или нет — это мое личное, частное дело, которое не касается партии. Такое рассуждение совершенно неправильно, и партия не может с ним согласиться. Разумеется, от члена партии требуются, прежде всего, твердые коммунистические убеждения, отчетливое понимание стоящих перед партией политических задач, готовность быстро и решительно действовать по приказу партии — это все качества, которые в первую очередь нужны партии от ее членов. Во главе рабочего класса партия ведет ожесточенную классовую борьбу с эксплуататорами, и по¬этому она ценит в своих членах, прежде всего, политическую сознательность, организованность, дисциплинированность. Перед этими боевыми требованиями вопрос о религиозных верованиях членов партии отступает, понятно, на задний план, но толь¬ко отступает, а не совершенно исчезает. Когда идет бой, приходится прежде всего спрашивать: готов ли ты драться? способен ли ты на самопожертвование? можешь ли ты в борьбе с эксплуататорами идти до конца? В горячке классовой борьбы, когда нужно действие, мы можем до поры, до времени не спрашивать члена партии читал ли ты «Капитал» Маркса и веруешь ли ты в бога, но это отнюдь не означает, что партия не должна «вообще» интересоваться теоретическим развитием членов партии и их религиозными верованиями. Партия, то есть союз сознательных, передовых борцов за освобождение рабочего класса, «не может и не должна безразлично относиться к бессознательности, темноте или мракобесничеству в виде религиозных верований» (В.И. Ленин. Социализм и религия. 1905 г.). Во время гражданской войны наша партия пред¬намеренно оставляла без внимания религиозные предрассудки некоторых своих членов, не карала их за это, не исключала из своих рядов. Партия говорила себе: сейчас важнее всего победить врага в открытом бою; товарищи, о которых мы знаем, что они не изжили еще религиозных предрассудков, в борьбе против эксплуататоров ведут себя как хорошие, честные солдаты революции и мужественно несут службу коммуниста; неразумно поэтому и несвоевременно выпячивать сейчас на первое место вопрос об их религиозном суеверии, подождем, пока кончится военная страда, а потом постараемся переубедить и перевоспитать этих товарищей, по¬казать им всю нелепость их предрассудков и суеверий. В старые годы, когда партия боролась с царизмом, она еще могла допускать в свои ряды верующих рабочих, и Ленин специально писал об этом в своих статьях. Иное дело теперь, когда партия стоит у власти, когда члены ее должны быть во сто раз сознательнее, развитие, культурнее, чем это требовалось для борьбы с самодержавием. Партия не считала и не считает религиозные верования частным, личным делом членов партии; лишь временно она может терпеть, допускать пребывание в своей среде товарищей, еще не изживших религиозных предрассудков, но и тогда она ставит своей задачей по отношению к ним антирелигиозное воспитание. В любой коммунистической партии есть немало рабочих с религиозными предрассудками, быть может, даже скрывающих их. Это не значит, что этих рабочих нужно сейчас же исключить из партии. Нет, нужно действовать по-другому. Партия должна сказать себе: это стыд и срам, что в наших рядах есть отсталые товарищи, которых мы не позаботились просветить и развить, ознакомить их с наукой, поставить среди них антирелигиозную пропаганду; это мы виноваты в их темноте и отсталости. Необходима самая серьезная и решительная работа внутри партии, направленная к искоренению религиозных предрассудков среди членов партии, и в том случае, когда партия имеет дело с безнадежно верующим, неспособным к развитию, она не должна останавливаться перед исключением его из партии. «Религия,— пишет Ленин, — есть один из видов духовного гнета, лежащего везде и повсюду на народных массах, задавленных вечной работой на других, нуждою и одиночеством. Бессилие эксплуатируемых классов в борьбе с эксплуататорами так же неизбежно порождает веру в лучшую загробную жизнь, как бессилие дикаря в борьбе с природой порождает веру в богов, чертей, чудеса и т. п. Того, кто всю жизнь, работает и нуждается, религия учит смирению и терпению в земной жизни, утешая надеждой на небесную награду. А тех, кто живет чужим тру¬дом, религия учит благотворительности в земной жизни, предлагая им очень дешевое оправдание для всего их эксплуататорского существования и продавая по сходной цене билеты на небесное благополучие. Религия есть опиум для народа. Религия — род духовной сивухи, в которой рабы капитала топят свой человеческий об¬раз, свои требования на сколько-нибудь достойную человека жизнь. Но раб, сознавший свое рабство и поднявшийся на борьбу за свое освобождение, наполовину перестает уже быть рабом. Современный сознательный рабочий, воспитанный крупной фабричной промышленностью, просвещенный городской жизнью, отбрасывает от себя с презрением религиозные предрассудки, предоставляет небо в распоряжение попов и буржуазных ханжей, завоевывая себе лучшую жизнь здесь, на земле. Современный пролетариат становится на сторону социализма, который привлекает науку к борьбе с религиозным туманом и освобождает рабочего от веры в загробную жизнь тем, что оплачивает его для настоящей борьбы за лучшую земную жизнь» (Социализм и религия. 1905 г.). «Религия есть опиум народа, — это изречение Маркса есть краеугольный камень всего миро¬созерцания марксизма в вопросе о религии. Все современные религии и церкви, все и всяческие религиозные организации марксизм рассматривает всегда как органы буржуазной реакции, служащие защите эксплуатации и одурманиванию рабочего класса» (Об отношении рабочей партий к религии. 1909 г.). Коммунист не может быть верующим. Коммунист, который верит в бога, ходит в церковь и исполняет обряды — представляет собою смешное, нелепое и унизительное для партии зрелище. Нельзя быть сознательным, опирающимся на науку человеком и в то же время обволакивать свой мозг религиозными предрассудками и суевериями, созданными впервые дикарями и передающимися затем церковью из поколения в поколение. Дикарь создал веру в бога; коммунист, верующий в бога, немного сродни дикарю, как немного похож на дикаря и вообще всякий верующий обыватель. Глубокая ошибка думать, будто вера в бога безразлична для политической сознательности члена партии и не влияет на его политическую деятельность. Рано ли, поздно, но верующий коммунист изменит рабомему классу. Религиозный яд, впрыснутый церковью в мозг пролетария, разлагает и отравляет его классовое сознание, расслабляет и парализует его волю. Кто общается с буржуазией на религиозной почве, кто сливается с нею в одно общее стадо верующих, молитвенно вздымающих руки к небесам, тот не всегда сможет твердо и решительно в момент острой классовой борьбы опустить молот на череп буржуазии. Религиозные верования, остатки ненаучных представлений, унаследованные от дикарей суеверия, туманят мозг рабочего и мешают ему видеть то, что есть. Человек, который верит в бога, в сверхъестественные причины, в нечистую силу, не может быть марксистом, признающим только факты и их действительную связь между собою. Суеверный в одной области, будет суеверным и в другой, и религиозные предрассудки с неизбежностью ведут к предрассудкам политическим. Разве можно проникнуться сознанием всей глубины классовых противоречий современного общества, всей несовместимостью интересов пролетариата к буржуазии и их политической противоположности по всем линиям и по всем направлениям, если одновременно разделять религиозные предрассудки, думать, что буржуа является для рабочего «братом» по вере, и не понимать классового значения религии как одного из наиболее тонких, сложных и искусных орудий обмана и угнетения буржуазией рабочего класса? (Замечательный ответ автора на вопрос, нередко задаваемый сторонниками социализма! И это одновременно прекрасное разоблачение истинного характера самой многочисленной «коммунистической» партии в России — КПРФ, где вера в бога не только не осуждается, но даже пропагандируется и рекламируется лидерами партии, целующимися взасос с иерархами РПЦ. Одно это показывает, кому эта партия служит на деле — буржуазии и только буржуазии! — Прим. РП)